?

Экспертиза промышленной безопасности тех.устройств, зданий,сооружений, наладка котельного оборудования в Московской области (Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь, Балашиха, Коломна, Шатура, Сергиев-Посад, Щелково)

23.03.2015 редакция от 19.03.2018

Ростехнадзор разъясняет: Профессиональные аварийно-спасательные службы, формирования

Вопрос:

ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» экс­плуатирует изотермический резервуар для сжижен­ных атмосферных газов Т36 V 60К-Р2 (сосуд, работа­ющий под давлением); среда — жидкий кислород, мак­симальное количество опасного вещества О2 состав­ляет 6869 кг. Опасный производственный объект (ОПО), на котором эксплуатируют данный сосуд, за­регистрирован в Волжско-Окском управлении Ростех­надзора как объект III класса опасности.

В настоя­щее время ведется работа по получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Волжско-Окское управление Ростехнадзо­ра в ответ на предоставленные нами лицензионные материалы сообщило, что отсутствуют сведения о согласовании плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соот­ветствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, ут­вержденным постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730; не пред­ставлены копии договоров на обслуживание с профес­сиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных докумен­тов соискателя лицензии об организации собствен­ных аварийно-спасательных служб, а также копии до­кументов, подтверждающих аттестацию професси­ональных аварийно-спасательных служб или форми­рований в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».

С дан­ными замечаниями Ростехнадзора мы не согласны. В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (да­лее — Федеральный закон № 116-ФЗ) «планирование мероприятий по локализации и ликвидации последст­вий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пункта­ми 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федераль­ному закону, осуществляется посредством разра­ботки и утверждения планов мероприятий по лока­лизации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах». ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» эксплуатирует ОПО III класса опасности (используют оборудова­ние, работающее под избыточным давлением более 0.07 МПа), а по количеству опасного вещества ОПО относится к объектам IVкласса опасности.

Мы считаем, что отсутствуют основания для разработки, согласования и заключения с професси­ональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоров на обслуживание. Прошу дать разъяснения по данному вопросу со ссылкой на нормативные документы.

Д.А. Сметанин, менеджер по подготовке к эксплуатации и содержанию ОПО ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород»

На вопрос отвечает и.о. начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев:

Согласно статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопас­ности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спаса­тельными службами или профессиональными аварий­но-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации, создавать соб­ственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасатель­ные формирования, а также нештатные аварийно-спа­сательные формирования из числа работников.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последст­вий аварий на ОПО возложена на организацию, эксплу­атирующую ОПО. Функцию планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО реализуют путем составления эксплуатирующими организациями плана мероприятий локализации и лик­видации последствий аварий.

Согласно п. 12 части 1 статьи 12 Федерального зако­на от 4 мая 2011 г № 99-ФЗ «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производ­ственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Порядок лицензирования, лицензи­онные требования и условия установлены Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов II и III классов опасности (далее — Положение), утвер­жденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г № 492. В соответствии с подпунктом «р» п. 5 Положения одно из лицензионных требований к лицензиату — наличие, в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ, догово­ров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также нештатного аварийно-спаса­тельного формирования из числа производственного персонала лицензиата.

Таким образом, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать договоры с профессио­нальными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными фор­мированиями, способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработанным ор­ганизацией.


Вопрос от 13.10.2017г.:

При осуществлении каких видов деятельности на ОПО в обязательном порядке должны создаваться собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования»

Ответ:

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

  • в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Вопрос от 13.10.2017г.:

Просим дать разъяснения, если по законодательству организация не обязана создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, но имеет в своем штате такое формирование, зачем ей создавать нештатное аварийно-спасательное формирование?

Ответ:

Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В соответствии с п. 4 приказа №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» от 21.12.2005г. организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. А также согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.


Вопрос от 13.10.2017г.:

Нужна ли аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования и аттестация членов нештатного аварийно-спасательного формирования, если задачи и функции этого формирования, определенные руководством организации, являются вспомогательными и непосредственно в ликвидации аварии данное формирование не участвует»

Ответ:

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.


Вопрос от 01.03.2018:

Каким образом создать с минимальными требованиями внештатное аварийно-спасательное формирование в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, если весь персонал состоит из 5 сменных операторов котельной, 2 слесарей и мастера, при этом операторы – женщины, слесари – пенсионеры? В ПЛА участвуют до приезда профессионального АСФ.

Ответ:

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ внештатные АСФ должны создаваться в организациях, эксплуатирующих ОПО, в случаях предусмотренных данным законом или другими нормативными правовыми актами.

Требований в области ПБ о создании внештатного АСФ на ОПО III класса опасности, которым является газовая котельная, нет.

В разработанном в вашей организации плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии должны быть указаны действия работников до прибытия профессионального АСФ, исходя из конкретных обстоятельств, а также обязанностей и возможностей конкретных работников. Формировать из этих работников внештатное АСФ с разработкой соответствующих внутренних нормативных документов нет необходимости.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)


« все новости

Комментарии

  • 13.09.2018

    ООО" Либхерр АНН" правильно поставил вопрос о том ,что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО возложена на организацию, эксплуатирующую ОПО. Функцию планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО реализуют путем составления эксплуатирующими организациями плана мероприятий локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону.Наш объект это пункт 2- используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля и судя по выше сказанному план мероприятий локализации и ликвидации последствий аварий составлять не обязаны.
    А и.о. начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев гребёт всех под одну гребёнку.
    В Ростехнадзоре сами не знают нормативных документов и морочат людям голову.Уже столкнулись с похожей ситуацией, когда проходили регистрацию ОПО. Умудрились отказать в регистрации, когда всё было сделано абсолютно правильно.Доводят всё до абсурда.Нет сделайте как мы хотим, а потом переделайте как у вас было до этого и тогда мы дадим свидетельство.Правда те кто там работал уже не работают.Кого то уже видно сильно достали своими неправомерными требованиями.

    Татьяна

Ваш комментарий