При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности тех.устройств, зданий,сооружений, наладка котельного оборудования в Московской области (Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь, Балашиха, Коломна, Шатура, Сергиев-Посад, Щелково)

28.04.2014

Начальник Контрольно-аналитического управления Федеральной службы по аккредитации, рассказал НП «Росконтроль» о проблемах на отечественном рынке сертификации и оценки соответствия


Борьба за качество: интервью И.В. Лебедева порталу "Росконтроль"

Иван Лебедев, начальник Контрольно-аналитического управления Федеральной службы по аккредитации, рассказал НП «Росконтроль» о проблемах на отечественном рынке сертификации и оценки соответствия, а также о работе, которая ведется ведомством по борьбе с недобросовестными участниками рынка. С 1 июля нынешнего года вступает в силу закон «Об аккредитации»: по мнению чиновников Росаккредитации, закон сможет изменить ситуацию к лучшему.

- Иван Вячеславович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке сертификации? Что делается сейчас для наведения порядка в этой сфере?

- В момент создания Росаккредитация ситуация на рынке оценки соответствия была, действительно, очень сложной: было много аккредитованных органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ), которые массово выдавали сертификаты соответствия с грубыми нарушениями, халатно проводили процедуры оценки соответствия, лабораторные испытания.
За два года нам удалось эту ситуацию несколько стабилизировать, в том числе, за счет детализации требований к аккредитованным организациям и системных мер контрольного характера, по результатам которых деятельность многих организаций-нарушителей была прекращена.
С середины 2013 года в массовом порядке стали привлекаться к административной ответственности ОС и ИЛ за нарушения в ходе выдачи сертификатов соответствия. Причем привлекаются не только юридические лица, но и руководители организаций и даже конкретные эксперты, поставившие свою подпись под сертификатами.

- Уменьшилось ли количество нарушений с того момента, когда стали привлекаться к ответственности эксперты?

- На ситуацию повлиял целый комплекс мер, здесь сложно дать точную статистику, но принцип персональной ответственности - достаточно эффективная мера. Для нас важно, чтобы люди, допустившие правонарушение, не могли избежать ответственности. Мы нередко сталкивались (и сталкиваемся) с ситуациями, когда недобросовестные ОС оформляли большое количество сертификатов, а потом «пропадали», закрывались, мы не могли их найти. Люди же остаются, продолжают работать в той же области, возможно, с теми же нарушениями. Точечная ответственность в целом является профилактикой административных правонарушений. Штрафы за необоснованную выдачу сертификата соответствия или за выдачу с нарушением достигают на сегодня 400 тысяч рублей за каждый сертификат. Это, согласитесь, достаточно серьезная мотивация для добросовестной работы.

- Какие наиболее серьезные проблемы на рынке сертификации, помимо существования «черных» органов по сертификации?

- Достаточно много грубых нарушений допускается в процессе выдачи сертификатов соответствия: это выдача сертификатов без проведения необходимых лабораторных испытаний, или проведение испытаний в недостаточном объеме, или же проведение испытаний в лаборатории, в которой они не могут проводиться (лаборатория не аккредитована на данный тип испытаний); несоблюдение требований к продукции, указанных в техрегламентах. нарушения при оформлении сертификатов – не указан срок действия сертификата, производитель – и целый ряд других.

- Сколько должно пройти времени, чтобы ситуация нормализовалась?

- Ситуация нормализуется постепенно, за счет целого ряда мер. И начинать нужно с законодательного уровня. Первого июля вступает в силу закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Думаю, что закон и документы-спутники во многом улучшат ситуацию на рынке за счет того, что еще более четко и детально прописывают требования к ОС и ИЛ, к их компетентности, регламентируют все процедуры в рамках аккредитации и оценки соответствия, задают дополнительную зону ответственности за нарушения.
Еще одна важная мера – внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволят Росаккредитации проводить административные расследования в ситуациях, в которых сейчас наши возможности ограничены. Скажем, из анализа реестра выданных сертификатов соответствия, проведенного по определенным параметрам, мы понимаем, что тот или иной орган работает с нарушениями. Сейчас проверка такой организации может быть инициирована только в рамках государственного контроля, в том случае, если в Росаккредитацию поступает жалоба на ОС и ИЛ. С наделением Росаккредитации полномочиями по проведению административных расследований мы сможем проводить проверку и привлекать к административной ответственности нарушителей более эффективно.
Еще одна важная мера – изменения собственно в области контроля за деятельностью аккредитованных лиц. До 12 марта этого года - до вступления в силу поправок к постановлению Правительства N 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий…» - за органами и лабораториями на законодательном уровне не была закреплена обязанность по прохождению инспекционного контроля. Как результат, многие организации уклонялись от наших проверок, и мы мало что могли в этом случае предпринять. Сейчас эта обязанность четко закреплена за аккредитованным лицом. Более того, в соответствии с законом «Об аккредитации» процедура приобретает заявительный характер, то есть орган по аккредитации или лаборатория обязаны сами обратиться в рамках определенных законом сроков в Росаккредитацию с заявлением о прохождении процедуры подтверждения компетентности.
Кроме того, закон обязывает ОС и ИЛ предоставлять Росаккредитации в электронном виде определенные виды отчетности, например, сведения о протоколах лабораторных испытаниях, на основании которых были выданы сертификаты соответствия. Анализ этих данных даст нам, помимо прочего, возможность сделать наши контрольные мероприятия более прицельными и эффективными, повысит прозрачность работы аккредитованных лиц.
Все эти меры при системном и последовательном внедрении дадут, я надеюсь, должный результат.

- А о каком сроке идет речь?

- Прежде чем определять сроки, нужно дождаться вступления в силу закона «Об аккредитации» и всего корпуса связанных с ним документов, а также поправок в КоАП. Но я думаю, что это произойдет гораздо раньше, чем рассчитывают недобросовестные участники рынка. После того, как все эти документы начнут «работать» можно будет оценить эффективность используемых мер и инструментов.

- Каково отношение международных организаций по аккредитации к российской стороне? Есть ли доверие?

- Уверен, что чем меньше на рынке сертификации будет нарушений, тем больше нам будут доверять наши зарубежные партнеры. Те меры, о которых я рассказал, в том числе, оптимизация контрольных мероприятий Росаккредитации, будут этому способствовать. Тем более, что мои коллеги много и эффективно работают над тем, чтобы наша система аккредитации соответствовала международным стандартам.

- Штрафы за нарушения при сертификации стали накладываться с 2012 года, то есть уже прошло значительное время. Можно ли говорить о каких-то структурных изменениях на рынке сертификации? Есть ли положительная динамика?

- На наш взгляд, улучшения есть. И дело не только в штрафах: сегодня основная форма контроля — профилактика правонарушений. Росаккредитация четко определила требования к аккредитованным лицам, проводит системные контрольные мероприятия. В результате, по нашим данным, количество организаций, готовых выдать сертификат за час, серьезно сократилось. Приведу только один пример. К нам на кадровый конкурс пришла женщина, которая рассказала, что работает в фирме-посреднике между рынком и органом по сертификации. Она сказала: «Я хочу уволиться, потому что, к сожалению, в последнее время стало тяжело работать». На вопрос «Почему?» она ответила: «Раньше к нам приходили и просили найти такой орган по сертификации, в котором можно было бы не отбирать образцы, не проводить испытания, и мы легко решали эту задачу, потому что наши услуги были востребованы. А сейчас мы обращаемся к тем органам, с которыми мы работали раньше, а они говорят, что больше не могут выдавать сертификаты соответствия без образцов и без испытаний. Поэтому мы не можем удовлетворить запросы рынка на поиск таких организаций». Те объявления, которые все еще можно найти в Интернете, - это на 80% мошенники, печатающие макулатуру, а не аккредитованные нами организации. Такими фирмами должны заниматься правоохранительные органы. Со своей стороны мы намерены внедрить меры по пресечению хождения «липовых» сертификатов. Мы сегодня добиваемся того, чтобы сертификат соответствия считался действительным с момента появления его в Едином реестре сертификатов соответствия, который ведет Росаккредитация. Таким образом, бумажный сертификат не будет иметь силы. Если бумажный документ предъявляется, скажем, на таможне, он будет проверяться по базе, по нашему Реестру, и, если его нет в Реестре, будет считаться недействительным.

- А какой срок проходит между выдачей сертификата и занесением его в реестр?

- Сегодня сертификат соответствия вносится в реестр в течение трех дней.

- А как Росаккредитация отслеживает приостановку деятельности органов по сертификации? Говорят, что большинство приостановленных «черных» органов продолжают работать. Как долго сохранится эта ситуация?

- Это не так. Аттестаты аккредитации приостанавливаются соответствующими приказами Росаккредитации, если в результате проверок были выявлены нарушения требований законодательства. Причем если в определенный срок орган устраняет выявленные нарушения, аттестат аккредитации возобновляется. Неустранение нарушений в полном объеме ведет уже к прекращению действия аттестата. «Черные» органы, о которых вы говорите, не в состоянии устранить нарушения, выявленные нами, и поэтому их аккредитация после приостановления аннулируется. Кроме того, если аттестат аккредитации органа или лаборатории приостанавливался неоднократно в течение определенного времени (не менее 2 раз в течение 1 года или не менее 3 раз в течение срока действия аттестата аккредитации), то мы также имеем право принять решение о прекращении действия аттестата аккредитации организации. Информация о решениях по приостановлению, возобновлению и прекращению действия аттестатов аккредитации вносится в Реестр аккредитованных лиц. Орган по аккредитации, чей аттестат значится в реестре как прекращенный, может работать только вне закона, и такими организациями занимаются правоохранительные органы.

- Как Вы думаете, какие еще меры необходимо предпринять, чтобы очистить рынок от недобросовестных игроков?

- Очень важно взаимодействие между ведомствами. Скажем, мы провели проверочные мероприятия и установили, что сертификаты соответствия выданы с нарушениями. Мы привлекаем орган или лабораторию к административной ответственности, приостанавливаем действие аттестата аккредитации. Но важно приостановить и обращение таких «неправильных» сертификатов и изъять потенциально опасную продукцию. Важно взаимодействие Росаккредитации и с организациями-контролерами продукции на рынке, и с правоохранительными органами, и с Таможней, чтобы проблема «липовых» сертификатов решалась комплексно. С конца прошлого года начала работу Межведомственная рабочая группа по пресечению нарушений в области подтверждения соответствия, задача которой как раз такое взаимодействие и обеспечить.

- На Ваш взгляд, эффективен ли общественный контроль как мера воздействия на недобросовестные компании? Как Вы видите его реализацию и на каких условиях готовы сотрудничать? Может привлечь добросовестный бизнес, Ассоциации?

- Общественный контроль, безусловно, может быть очень серьезным механизмом воздействия на ситуацию на рынке оценки соответствия. Проблема безопасности товаров – это ведь в целом проблема и власти, и бизнеса, и потребителя. Мы внимательно рассматриваем все поступающие к нам обращения о нарушениях в деятельности тех или иных органов по сертификации и испытательных лабораторий, поощряем такие обращения, на всех открытых мероприятиях Росаккредитации говорим о том, что готовы оперативно рассмотреть и незамедлительно реагировать на подобную информацию. Законом об аккредитации предусматривается создание апелляционной комиссии, куда недовольные смогут пожаловаться на принимаемые нами решения. Это очень важный инструмент общественного контроля.
Еще один аспект общественного контроля – это открытость информации в области сертификации. Мы над этим тоже много работаем. Так, сейчас на нашем сайте в открытом доступе находятся основные реестры – аккредитованных органов по сертификации и лабораторий, выданных сертификатов соответствия, зарегистрированных деклараций о соответствии. Любой потребитель может обратиться к этим ресурсам, и мы думаем сейчас о том, как можно сделать эту информацию более удобной и полезной для потребителя, как научить пользоваться ей.
Что касается бизнеса, то с сентября минувшего года при Росаккредитации начал работать Общественный совет, в состав которого вошли представители многих российских бизнес-ассоциаций. В рамках совета создана экспертная группа по вопросам осуществления контроля и ее рекомендации уже не только учитываются в практической работе Росаккредитации, но и нашли отражение в правовых актах.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Росаккредитация

Другие новости в группе "Прочее"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий