редакция от 27.08.2023
Минтруд разъясняет: Оценка профессиональных рисков (ОПР)
Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Одновременно информируем, что такое разъяснение не является нормативным правовым актом и является мнением Департамента на отдельно заданные вопросы.
Вопрос от 18.08.2023:
Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков? В какие сроки?
Ответ: Организация обязана проводить мероприятия, связанные с выявлением (идентификацией) опасностей и оценкой профессиональных рисков в рамках функционирования системы управления охраной труда. Данные мероприятия проводятся систематически, конкретные сроки определяются организацией самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
В обязанности работодателя в области охраны труда помимо прочего входит: обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей, а также систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч. 6, 13 ст. 209, ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ).
Так, при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 14 ст. 209, ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания (ч. 2 ст. 218 ТК РФ).
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками (ч. 4 ст. 218 ТК РФ).
Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) (ч. 5 ст. 218 ТК РФ).
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36 (далее - Рекомендации N 36).
Так, в частности, по результатам выявления (идентификации) опасностей, являющегося ключевым этапом при управлении профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда, рекомендуется формировать перечень идентифицированных (выявленных) опасностей, от полноты которого зависит, все ли опасности на рабочих местах и вне этих рабочих мест будут контролироваться в рамках системы управления охраной труда у работодателя (п. 4 Рекомендаций N 36).
Также для оценки профессиональных рисков работодатель может воспользоваться положениями соответствующих методических рекомендаций (в случае их наличия в установленной области) (см., например, Методические рекомендации, утв. Постановлением Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 25.12.2020 N 5-11).
Кроме того, в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н (далее - Примерное положение N 776н) (п. 1 Примерного положения N 776н).
Так, работодатель исходя из специфики своей деятельности должен определить комплекс мероприятий и процедур, направленных в том числе на выявление (идентификацию) опасностей и оценку уровня профессиональных рисков (п. п. 3, 5, 10, 18, 19, 21 - 23, 37 Примерного положения N 776н).
Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в Приложении N 1 к Примерному положению N 776н.
Отметим, что конкретный срок, в который необходимо провести мероприятия по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков, нормативно не определен.
Несмотря на это, работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч. 3 ст. 214 ТК РФ, п. 25 Примерного положения N 776н).
При этом организации-работодателю необязательно самостоятельно выявлять (идентифицировать) опасности и проводить оценку уровней профессиональных рисков. Для этого она может обратиться в независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией (п. 24 Примерного положения N 776н).
Обратите внимание! Непроведение мероприятий по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
П.С. Сергеев Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Источник: © КонсультантПлюс
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Другие новости в группе "Обучение и охрана труда"
(перемещение по новостям в группе)
Охрана труда в организации, обучение по охране труда от 31.08.2023