?

Экспертиза промышленной безопасности тех.устройств, зданий,сооружений, наладка котельного оборудования в Московской области (Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь, Балашиха, Коломна, Шатура, Сергиев-Посад, Щелково)

17.05.2016

II Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества»: Система госконтроля на промышленных производствах будет усовершенствована

В Москве завершил работу II Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», организованный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) при поддержке правительства РФ.


Руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин в своем докладе «Государственная политика в области промышленной безопасности: состояние и перспективы» отметил, что для государства и общества безусловными приоритетами в области безопасности производства являются реализация конституционных прав граждан на жизнь, на безопасный труд, на благоприятную окружающую среду. Для бизнеса – это сохранность и бесперебойная работа предприятий, а для наемного менеджмента, как правило, приоритетом является сокращение административных барьеров, снижение затрат. Трудящиеся и члены их семей всегда выступают за максимально жесткий контроль со стороны государства. Эти приоритеты учитываются при разработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности. «Все они должны быть отражены и в наших перспективных документах», – подчеркнул Алёшин.

Текущую ситуацию в области промышленной безопасности глава Ростехнадзора оценил как стабильную. Сводные показатели смертельного травматизма на опасных производственных объектах являются минимальными за период с 1995 года.

Вместе с тем количество аварий на башенных кранах увеличилось на 58%, а количество смертельных несчастных случаев при эксплуатации этих механизмов увеличилось на 64%. Широкий общественный резонанс вызвала череда аварий лифтов в разных городах страны.

«Напомню, что при принятии решения об исключении их из категории опасных производственных объектов государство руководствовалось презумпцией добросовестности эксплуатирующих организаций, рассчитывало на их способность самостоятельно обеспечить безопасную эксплуатацию. Где-то не получилось, – отметил докладчик. – Решение этой проблемы – одно из приоритетных направлений работы на этот год. 11 мая Государственной Думой принят в первом чтении разработанный Ростехнадзором законопроект, наделяющий Правительство России полномочиями по утверждению требований безопасной эксплуатации лифтов, инвалидных подъемников и эскалаторов».

Среди главных причин, отрицательно влияющих на обеспечение промышленной безопасности, Алёшин назвал «системные, устойчиво повторяющиеся в течение многих лет нарушения требований вследствие неудовлетворительной организации производственных процессов (низкий уровень квалификации руководящего состава и инженерных работников); постоянные нарушения требований безопасности по поведенческим причинам (так называемый человеческий фактор – сознательное пренебрежение требованиями и элементарными правилами безопасности)».

В качестве примера глава Ростехнадзора привел типичную ситуацию: «Наши инспектора выходят на объект, видят нарушения, непосредственно угрожающие жизни и здоровью людей, приостанавливают его. После устранения нарушений объект продолжает работу. Через некоторое время приходим повторно – те же самые нарушения».

«В этой связи предлагаю рассмотреть возможность введения уголовной ответственности руководителей и других работников за неоднократное грубое нарушение требований безопасности, отклонения от которых создают угрозу жизни и здоровью людей, даже если отклонения эти еще не привели к гибели работников, – заявил Алёшин. – Одновременно с этим, в соответствии с указаниями Президента России, мы готовы (и я уже дал соответствующее поручение) максимально, насколько это возможно в рамках действующего законодательства, не применять весь «арсенал» санкций при первичном выявлении не грубых нарушений».

Также глава Ростехнадзора обратил внимание на неэффективность систем управления промышленной безопасностью на отдельных предприятиях.

«На бумаге» всё оформлено, ответственные сотрудники получают заработную плату, но приходит наш инспектор и выявляет в десятки раз больше нарушений, чем они. Главная причина такой ситуации – в полной зависимости ответственных работников от директора. В предупреждении аварий, как правило, абсолютно не задействованы собственники. Может быть, имеет смысл возложить общее руководство этими процессами не на менеджмент компаний, а на соответствующие советы директоров», – предложил Алёшин.

Глава Ростехнадзора заявил, что ведомство успешно реализует конкретные задачи по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, поставленные Президентом РФ и утвержденные Правительством России. «Уже сегодня количество плановых проверок в области промышленной безопасности существенно сократилось. В первый же год после внедрения «статической» модели риск-ориентированного надзора (2014) – почти на 58%, общее количество плановых и внеплановых проверок – на 27 процентов. В 2015 году количество плановых проверок сократилось еще на 17%. Существенно (почти на 30%) сократилось и количество проверок в рамках государственного строительного надзора. Введен инструмент обоснования безопасности опасного производственного объекта, предусматривающий разработку индивидуальных требований промышленной безопасности для новых объектов на основе анализа риска. Можно подсчитать экономию, полученную бизнесом от этих мер. Речь идёт о миллиардах рублей».

«Аналогичного результата по всей «линейке» контрольных функций Ростехнадзора мы будем добиваться, внедряя методы риск-ориентированного надзора в соответствующих отраслях права», – подчеркнул Алёшин.

По его словам, одним из важнейших направлений работы Ростехнадзора является нормотворческая деятельность. В 2015 году были разработаны 12 проектов постановлений Правительства РФ (11 из них приняты в 2015 году). Прошли государственную регистрацию в Минюсте России 68 нормативных правовых актов Ростехнадзора. В 2016 году разработано и отправлено на межведомственные согласования 5 проектов постановлений Правительства. Запланирована разработка 15 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, 11 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 4 административных регламента и 11 иных нормативных правовых актов.

Алёшин напомнил, что в настоящее время три законопроекта рассматриваются в Госдуме, два – внесены в Правительство. Эти документы касаются вопросов:

1) внедрения «статической» модели риск-ориентированного надзора в отношении гидротехнических сооружений;

2) повышения требований к саморегулируемым организациям в строительной сфере;

3) установления национальных требований к обеспечению безопасности лифтов;

4) автоматизации контроля наличия полисов обязательного страхования гражданской ответственности;

5) совершенствования процедур аттестации руководителей и специалистов опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики.

«Срочнейшая задача - переломить негативный тренд в аварийности башенных кранов. Для этого мы предлагаем повысить класс опасности соответствующих объектов (до третьего), чтобы вернуть плановые проверочные мероприятия. Соответствующий законопроект разработан и проходит межведомственные согласования», – заявил Алёшин.

В своем докладе руководитель Ростехнадзора определил основные направления работы ведомства на ближайшую перспективу.

«Продолжим развивать новые инструменты риск-ориентированного надзора, прежде всего – в плане перехода от чисто статических к динамическим его моделям. Для объектов одного класса опасности (не меняя в целом саму классификацию) будет определена приоритетность проведения контрольных мероприятий. В этой же связи будем продвигаться дальше в плане формирования системы дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных информационно-коммуникационных технологий, - сообщил глава Службы. - Предполагается, что информация о значениях критических для безопасности параметров технологических процессов, выводимая на пульты диспетчеров, в определенной части будет дублироваться в Ростехнадзоре».

Также руководитель Ростехнадзора рассказал, что подготовлены предложения по внесению изменений в постановление Правительства РФ о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, направленных на обеспечение возможности применения дистанционного мониторинга в качестве альтернативы отдельным мероприятиям по контролю.

Ростехнадзор выступает за то, чтобы во всех крупных поднадзорных объектах появились таблички с номерами «телефонов доверия» территориальных управлений – для сообщения о фактах нарушений, остающихся без внимания руководства, и произошедших авариях. Эти номера должны знать и работники, и члены их семей, отметил глава ведомства. Ростехнадзор совместно с рядом ведущих вузов страны поддерживает инициативу по созданию сетевого университета в сфере промышленной, ядерной и энергетической безопасности, призванного обеспечить консолидацию интеллектуальных, информационных и инновационных ресурсов в этой сфере.

Завершая своё выступление, Алексей Алёшин призвал представителей российского бизнес-сообщества к развитию культуры безопасности, «которая должна стать высшим приоритетом в повседневной деятельности и внутренней потребностью как работников, так и их руководителей», и подчеркнул, что Ростехнадзор всегда готов к конструктивному диалогу с предпринимателями.


С докладами на пленарном заседании также выступили министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов

, президент НП «НАКС» Николай Алёшин,

Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук,

вице-президент Общероссийской общественной организации «Опора России» Марина Блудян.


Ростехнадзор первым в Российской Федерации реализовал принципы риск-ориентированного контроля и надзора, напомнил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Теперь этот подход зафиксирован в утверждённой Правительством 1 апреля «дорожной карте» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы. Министр напомнил, что дополнения в закон о промышленной безопасности, предполагавшие реорганизацию контрольно-надзорной деятельности в этой сфере, обсуждались в формате Открытого правительства ещё 4 года назад. С тех пор специалисты федерального и регионального уровня провели масштабную ревизию всех поднадзорных объектов и распределили их по классам опасности, что позволило значительно оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора.

В результате этой титанической работы был внедрён подход, в рамках которого постоянный контроль и надзор, который ранее осуществлялся на более чем 290 тыс. опасных объектов, был реорганизован. На сегодняшний день количество объектов, которые входят в режим постоянного надзора, составляет порядка 9 тыс. Остальные объекты распределены по категориям меньшего риска. Таким образом, мы смогли сфокусировать основные направления надзора на объектах, которые представляют наибольшие риски и опасность, и реализуем систему надзора, как планового, так и внепланового, исходя из оценки уровня и степени рисков у этих объектов», — отметил Михаил Абызов.

Эта работа, по его словам, уже даёт серьёзные положительные результаты: за последние 2,5 года снижается количество происшествий на опасных объектах, положительная динамика наблюдается в области промышленного травматизма и смертельных случаев.

Показатели смертельного травматизма на опасных объектах сейчас находятся на минимальном уровне с 1995 года, подтвердил глава Ростехнадзора Алексей Алёшин. По его данным, в прошлом году на таких предприятиях погибло 193 человека — на 7 меньше, чем в 2014 году. Внедрение риск-ориентированного подхода также позволило значительно снизить административную нагрузку на предпринимательское сообщество, подчеркнул руководитель ведомства.

В первый год после внедрения статической модели риск-ориентированного контроля и надзора — это был 2014 год — мы сократили на 58% общее количество плановых проверок, а вместе с внеплановыми это количество сократилось на 27%. В прошлом году количество плановых проверок по отношению к 2014 году сократилось ещё на 17%. Почти на 30% сократилось число проверок в рамках строительного надзора. Можно подсчитать экономию, полученную бизнесом от этих мер, — речь идёт о сотнях миллиардов рублей», — сказал Алексей Алёшин.

Работа по совершенствованию промышленного надзора будет продолжена, подчеркнул Михаил Абызов. Так, в соответствии с поручениями Президента РФ, необходимо провести масштабную работу по ликвидации избыточных требований, которые сохранились в контрольно-надзорной деятельности. Это касается и работы других контрольно-надзорных органов, уточнил министр. С учётом стремительно меняющихся технологий подходить к промышленным объектам с точки зрения требований, некоторые из которых были сформированы в середине прошлого века, по его словам, неправильно.

Нужно провести ревизию всей системы требований. А с учётом того широкого спектра функций, которыми обладает Ростехнадзор (он обеспечивает надзор и на атомных объектах, и на энергетических объектах, и на химических предприятиях), чтобы провести по каждой отрасли такую ревизию и отказаться от избыточных требований, нужны масштабные усилия, много времени и финансирование. Учитывая ограниченность бюджета, нам надо будет смотреть, каким образом реализовать эту работу за счёт внутренних и дополнительных источников, где-то привлекая, в том числе, бизнес-сообщество, которое заинтересовано в разработке современной системы контроля и надзора. Для них это в перспективе серьёзное снижение затрат и издержек», — сказал Михаил Абызов.

Кроме того, по его словам, будет продолжена работа по ликвидации дублирующих полномочий на стыках деятельности Ростехнадзора и других ведомств.

Крайне важно при осуществлении контрольно-надзорной деятельности делать акцент на предотвращении аварий, используя в этих целях современные технологии, подчеркнул Михаил Абызов.

Наша задача не просто обеспечивать надзор, а за счёт применения современных технологий максимально реализовывать предупредительные мероприятия, предотвращая риски. Здесь не обойтись без вовлечения научного сообщества, применения новых технологий — как российских, так и международных. Сегодня в рамках реализации функций государственного надзора мы настаиваем на активном внедрении информационных технологий, которые позволяли бы обеспечить дистанционный надзор и дистанционный режим мониторинга рисков. Для этого необходима серьёзная база данных, платформа, другой режим взаимодействия с поднадзорными субъектами. Основы этих подходов мы уже закладываем во взаимодействие с Ростехнадзором», — отметил Михаил Абызов.

Ростехнадзор уже использует современные технологии при осуществлении госконтроля, отметил Алексей Алёшин. Система дистанционного мониторинга ситуации на опасных технических объектах сейчас испытывается на ряде предприятий, относящихся к пониженному классу опасности, и даёт возможность в режиме реального времени получать информацию о том, что происходит на конкретном предприятии. Если зафиксированы технологические отклонения, то специалисты Ростехнадзора имеют возможность оперативно отреагировать на них, пояснил глава ведомства.

Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул, что для объектов первого, максимального, класса опасности дистанционный надзор будет лишь дополнительным инструментом, он не будет замещать постоянный государственный контроль, а скорее облегчит взаимодействие поднадзорного объекта с контрольными органами. Что касается объектов четвёртой категории риска, то такая замена, по его словам, вполне возможна.

Для повышения промышленной безопасности Ростехнадзор планирует ввести институт общественных инспекторов, сообщил Алексей Алёхин, — к надзорной деятельности планируется привлекать технических инспекторов профсоюзов. Михаил Абызов эту идею поддержал, отметив, что для этого потребуется обеспечить нормативную базу и провести разъяснительную работу в профсоюзных организациях.

Важным профилактическим инструментом в контрольно-надзорной деятельности должны стать проверочные листы, их внедрение также предусмотрено «дорожной картой» совершенствования контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы.

Когда мы говорим о человеческом факторе, мы в первую очередь говорим о невыполнении обязательных требований. Мы предполагаем внедрить в ближайшее время целый набор информационных технологий, в том числе электронные проверочные листы, когда нарушения будут выявляться на этапе эксплуатации самим персоналом. Для этого необходимо сделать технологическую платформу, где бы эти отклонения фиксировались», — сообщил Михаил Абызов.

Первым такую систему, по его словам, планирует внедрять Росатом, госкорпорация уже использует её при строительстве новых объектов. Затем опыт планируется масштабировать.

Успехов в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзору удалось добиться в том числе и благодаря повышению открытости своей работы, активному взаимодействию с экспертным и деловым сообществом, констатировал Михаил Абызов. Этот факт отмечают и представители деловых объединений.

Нам сложно переоценить сегодняшний разворот Ростехнадзора в сторону общения с нами, с предпринимателями. Деятельность ведомства становится более открытой, мы можем делиться своими бедами и проблемами, вносить свои предложения. То, что сейчас происходит, мы можем только приветствовать и одобрять», — отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

О важности использования ресурса общественности в решении задач Ростехнадзора сказал и член Общественной палаты Валерий Васильев. Для этого, по его словам, нужно использовать такие механизмы, как общественный контроль, общественные слушания и общественный мониторинг. Совместная работа представителей органов власти, профессиональных и общественных объединений будет способствовать повышению уровня промбезопасности, согласился первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров.

В качестве эффективной площадки для такого взаимодействия себя уже зарекомендовал общественный совет при Ростехнадзоре. Позитивных изменений в работе ведомства и в повышении безопасности на промышленных предприятиях удалось добиться благодаря «союзу науки, правильного, грамотно организованного контроля и правильной организации общественной работы в целом в Правительстве», считает председатель общественного совета при Ростехнадзоре Владимир Грачёв. Он высоко оценил работу Открытого правительства по формированию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и вручил министру РФ Михаилу Абызову орден В.И. Вернадского. Эта награда учреждена Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского, президентом которого является Владимир Грачёв.

Сначала общественные советы возникали спонтанно, сейчас всё это в масштабах Экспертного совета при Правительстве, в масштабах Открытого правительства структурировано и служит достижению результатов. Я надеюсь, что при реорганизации органов надзора всё это будет учтено», — сказал Владимир Грачёв.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Выставки, семинары"

(перемещение по новостям в группе)


« все новости

Ваш комментарий