редакция от 08.01.2017
Специальная оценка условий труда: Минтруд внес новые коррективы
Не прошло и месяца, как Минтруд решил взять и поменять некоторые положения нашумевшего проекта Федерального закона. И правильно, как-никак, а специальная оценка условий труда – дело ответственное, новое и пока еще толком непонятное.
В прошлой статье мы писали о том, что попытка № 2 удалась Минтруду достаточно неплохо, но видимо не на столько хорошо, как хотелось бы самому Минтруду. Нет придела совершенству. Так какие коррективы были внесены в «новый» проект Федерального закона? Пойдем по порядку. Первые изменения коснулись понятийного аппарата проекта, а именно гигиенические нормативы условий труда «потеряли» привязку к гигиене и стали просто нормативами условий труда. Появилось понятие специальной оценки условий труда, а исследовательская (испытательная) лаборатория стала именоваться испытательной лабораторией (центром).
Добавились дополнительные обязанности работодателя при проведении специальной оценки труда. Работодатель не может «предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты оценки». Кроме того, работодатель должен будет обеспечить присутствие работника на рабочем месте при проведении оценки и (или) обеспечить ознакомление его с результатам процедуры. Ранее присутствие работника было обязательным. Также работодатель вправе требовать от аттестующей организации документального подтверждения наличия страхования гражданской ответственности. Забегая вперед, хочется сразу сказать, что изменилась сумма страхования. Если сначала шла речь о страховании на сумму в 1 миллион рублей, то сейчас сумма возросла до 10 миллионов. Заметно? Очень даже. Это ж как надо «намудрить», чтобы пришлось возмещать 10 миллионов?
Знакомиться с результатами специальной оценки условий труда будет обязанностью работника, а не его правом. Наверное, были случаи, когда работник всеми силами не хотел узнать о вредностях на своем рабочем месте? Права и обязанность аттестующих организации выделены в отдельную статью, ранее они были растолканы по разным местам. Произошли изменения в целях использования результатов специальной оценки условий труда. Так ранее предполагалось использовать данные результаты для установления работникам, занятым во вредных условиях труда сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда. В проекте № 3 между данными фразами были добавлены союзы и (или), то есть предполагается, что компенсации все-таки будут дифференцированы.
Конкретизированы условия отнесения нескольких однотипных рабочих мест к аналогичным. Так ко всему прочему добавляется условие того, что работники, занятые на аналогичных рабочих местах, должны быть обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Что имеется в виду? Марка? Класс защиты? Конструктивное исполнение? Предполагается также утвердить перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда будет проводится по особому порядку.
В статью 10 «Идентификация опасности (вредности)» проекта был включен интересный пункт, по которому рабочие места, на которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение или производятся компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, идентификация опасности (вредности) не производится, а комиссией принимается решение о проведении исследований и замеров вредных факторов. При использовании сертифицированных СИЗ, эффективность которых будет доказана, проектом закона допускается снизить класс условий труда на 1 пункт, но не ниже класса 3.1. Методика оценки эффективности СИЗ пока не разработана.
В обязанности аттестующей организации собираются вменить разработку документации по итогам оценки, ранее предполагалось, что этим будет заниматься комиссия.
Изменился и порядок проведения внеплановой оценки условий труда. Проект № 2 предполагал проведение переоценки только при изменений 30 % от всего объема технологических операций рабочего процесса или же при изменений в уровне коллективной или индивидуальной защиты работника более чем на 5 %. Новым проектом данные «поблажки» отменены.
Не может успокоится Минтруд и с требованиями, предъявляемыми к аттестующей организации и ее экспертам. Новая «фишка» - это обязательное включение в штат экспертов одного из следующих специалистов: врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по коммунальной гигиене, врач по радиационной гигиене. Зато удалось снизить требования к подготовке самих экспертов, так длительность повышения квалификации составит 72 часа против 144.
Новая версия проекта предусмотрела порядок рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда. Приведены в порядок даты действия результатов аттестации рабочих мест и аккредитации организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации. И то и другое будет действительно до 31 декабря 2018 года.
Федеральный закон планируется ввести в действие с 1 января 2014 года, за исключением 18 статьи «Сведения о результатах специальной оценки условий труда», которая вступит в действие с 1 января 2016 года.
Источник: Информационный портал «ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ»
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Другие новости в группе "Обучение и охрана труда"
(перемещение по новостям в группе)