?

Экспертиза промышленной безопасности тех.устройств, зданий,сооружений, наладка котельного оборудования в Московской области (Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь, Балашиха, Коломна, Шатура, Сергиев-Посад, Щелково)

29.04.2013 редакция от 13.08.2014

«Офисные» рабочие места исключены из перечня рабочих мест, подлежащих атестации

Приказ Минтруда России от 12.12.2012 N 590н "О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2013 N 26881)
Приказ опубликован в "Российской газете" 15.02.2013, вступил в силу 26.02.2013.

Основная новация состоит в следующем: обязательная аттестация будет проводиться в отношении только тех рабочих мест, на которых происходит взаимодействие с технологическим оборудованием, инструментом, источниками возможной опасности, способными оказывать вредное воздействие на работника (например, химикатами), а также с сырьем и материалами.

Работа с офисной оргтехникой (компьютерами и копировальными аппаратами) и бытовой техникой, не используемой в технологическом процессе, благодаря внесенным поправкам перестанет служить основанием для проведения аттестации. Так теперь звучит п. 4 Порядка.

Кроме того, в этом пункте также указано: вновь созданные рабочие места (что обусловлено техническим перевооружением производственных объектов, производств, внедрением новой техники и новых технологий) должны быть аттестованы не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

Буквально в этом абзаце говорится, что аттестация... должна быть проведена... но не позднее одного года. То есть по истечении одного года с момента создания нового рабочего места работодатель должен иметь на руках результаты проведенной в отношении его аттестации. Прежняя редакция Порядка (если точнее, абз. 4 п. 8) требовала, чтобы аттестация новых рабочих мест была начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Но это не единственное изменение, коснувшееся п. 8 Порядка, которым определен порядок проведения повторной аттестации. Согласно новой редакции данного пункта повторная аттестация (один раз в пять лет) в обязательном порядке будет проводиться только в отношении рабочих мест с вредными условиями труда, которые были выявлены в ходе предыдущей аттестации. При этом срок проведения повторной аттестации по-прежнему отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Иными словами, согласно новым правилам повторная аттестация не понадобится, если в ходе первичной аттестации условия труда признали допустимыми.

Помимо обязательной повторной аттестации новая редакция п. 8 Порядка не исключает возможность проведения внеплановой (инициативной) аттестации. Порядок проведения такой аттестации определен п. 47 Порядка, который, как следует из комментируемого Приказа, также подвергся изменениям. В частности, в названном пункте появилось еще одно (новое) основание для поведения внеплановой аттестации: в соответствии с предписанием, выданным работодателю государственными инспекциями труда в субъектах РФ.

Основание для проведения внеплановой аттестации - ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - изменилось и звучит теперь иначе: в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте.

Исходя из вносимых поправок, очевидно, что отказать вышеназванной категории лиц в проведении внеплановой аттестации соответствующего рабочего места работодатель не вправе. Полагаем, работодатель не вправе и каким-то образом систематизировать проведение внеплановых аттестаций, предусмотрев, например, периодичность их назначения в условиях коллективного договора, ибо подобный подход противоречит самой сути внеплановой аттестации, основной смысл которой и состоит в определенном эффекте неожиданности. Кроме того, данное обстоятельство, возможно, станет в дальнейшем еще одним поводом для подачи работниками жалобы в территориальную инспекцию по труду. Поэтому может случиться так, что работодатель окажется в состоянии беспрерывной аттестации, так как не исключено, что работники, чья заинтересованность в досрочном выходе на пенсию несомненна, будут весьма настойчивы в установлении и документальном подтверждении вредных и опасных условий труда. Тем самым давление (в частности административное) на бизнес в силу новой редакции Порядка, о снижении которого довольно много говорилось на стадии обсуждения проекта вносимых поправок, по сути, останется, изменится лишь его источник и направление - теперь это будет давление изнутри, со стороны работников.

Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно напомнить. Досрочное назначение работнику трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда возможно только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Это следует из Федерального закона N 243-ФЗ <8>, положениями которого установлена соответствующая обязанность работодателя и тарифы этих взносов.

Т.М.Медведева
Эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)


« все новости

Ваш комментарий